9 мифов о логопедах, которые стоят на пути к правильной речи вашего ребенка.

Родители с нетерпением ждут первых слов ребенка, и радуются, когда ребенок начинает говорить. Но, что если развитие речи происходит не как у всех, не в те сроки и не так быстро как бы этого хотелось? Возможно вашему ребенку поможет логопед, хотя не все четко представляют кто это и чем же он занимается. А некоторые вообще не понимают, зачем нужен логопед, ведь жили же раньше без логопедов. В этой статье собраны мифы, которые ходят вокруг работы логопеда, и возможно - это причина, по которой вы еще не обратились к логопеду.
1 миф. Речь формируется до 5 лет, раньше идти нет смысла.
У каждого человека свои представления о речи, и если для одних скудная речь ребенка – это норма, то для других это означает чуть ли не молчание. По законам развития у малыша формируется фразовая речь уже к двум годам, пусть даже для посторонних это будет казаться лепетом и бессмыслицей.
И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, отстает речь у ребенка или нет.
На речь влияют проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой и нервной системой – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться.
И если в 2,5 года ребенок не заговорил, то это показание для прохождения консультации у логопеда.
Миф 2. Все само пройдет с возрастом. Не в 3 так 5, не в 5 так в 7 лет.
Это спорный момент, так как существуют возрастные или физиологические несовершенства произношения. Из такого ряда выделяют замену сложных по артикуляции звуков на более простые или отсутствие этих звуков (самое распространенное – «Р» на «Л») – такие дефекты действительно постепенно могут изжить себя к 4-5 годам.
Если же проблема сама собой не исчезла – рассчитывать на чудеса не стоит. Вряд ли ребенок с сильной задержкой речевого развития вдруг начнет догонять своих сверстников – здесь требуется специальная помощь.
Миф 3. Если ребенок не говорит, то и заниматься с ним логопед не сможет.
Если речь отсутствует вообще, то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова. Это работа на всех уровнях языковой системы, а не просто постановка отдельных звуков.
Такое кропотливое лечение проводится комплексно логопедом и другими докторами – невропатологом, остеопатом, физиотерапевтом, ЛФК-специалистом, массажистом, психологом при активном взаимодействии с родителями.
Миф 4. Зачем логопед, есть же куча литературы, пособий, сами справимся.
В моей практике не раз был случай, когда в семьях заучивали скороговорки и в результате учили малышей произносить звуки неправильно.
Родители-неспециалисты не в состоянии оценить собственное звукопроизношение. И с «почти правильного» звука, который поставили родители, на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий.
Логопед покажет родителям нужный звук и объяснит, как его произносить, порекомендует специальные упражнения.
Миф 5. Чтобы получить результат, достаточно и нескольких занятий с логопедом.
Исправление дефектов речи процесс индивидуальный, здесь нужно учитывать речевые нарушения, возраст и потребности ребенка.
Если нужен результат, заниматься с логопедом рекомендуется 2-3 раза в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения дома.
В среднем необходимо от 3 до 12 месяцев, чтобы исправить дефекты звукопроизношения, но при почти полном отсутствии речи может потребоваться и несколько лет.
Миф 6. Логопед занимается постановкой звуков, если ребенок произносит все звуки правильно, логопед не нужен.
Постановка звуков — это самая заметная часть работы логопеда для окружающих. Но это далеко не все, что делает логопед для вашего ребенка.
Кроме постановки звуков логопед занимается развитием всех компонентов речевой системы в целом, а именно:
- обогащение словарного запаса,
- развитие грамматического строя речи (обучение навыкам словообразования и словоизменения),
- развитие артикуляционной моторики,
- просодической стороны речи (интонация и дикция)
- связной речи,
- общей и мелкой моторики,
- формирование предпосылок обучения грамоте и развитие фонематических процессов (обучение звуковому анализу слов,
- знакомство с понятиями «звук, слово, предложение»),
- развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, мышления.
Все эти занятия способствуют профилактике нарушений письма и чтения, формирует элементарные учебные навыки (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки).
Миф 7. Развивающие передачи и мультики помогут развить речь ребенка без всякого логопеда.
Телевизор и компьютер не побуждают ребенка к общению. Малыш просто смотрит и наблюдает пассивно. Но речь развивается, как раз в общении. Поэтому надо общаться, играть, вовлекать ребенка, рассматривать вместе игрушки и рассказывать про всё, что он видит.
Иначе мы получим обратный эффект. Вместо активного говорящего любознательного ребенка, получим пассивного, неразговорчивого молчуна, имеющего скудный словарный запас, плохо идущего на контакт и ничем не интересующегося.
Миф 8. При любых речевых нарушениях нужен логопедический массаж.
Логопедический массаж нужен, но по строгим показаниям, в остальных случаях он только будет препятствовать налаживанию контакта с ребенком, так как достаточно неприятен.
Показан он только, если у ребенка недостаточно развита моторика языка, он чрезмерно вял или напряжен, ребенок не может поднять его к небу.
Логопедический массаж — это серьезная процедура. Прежде чем приступать к его выполнению, необходимо пройти полное обследование и получить разрешение специалистов, в том числе обязательно невролога.
Следует понимать, что такой массаж — это всего лишь один из инструментов, который хорошо сработает при правильном применении, и не сам по себе, а в комплексе с другими методами развития речи.
Миф 9 « Может подрезать уздечку надо?»
Подъязычную связку, так называемую, уздечку, действительно, иногда надо подсечь, если у ребёнка слабо выражен кончик языка, если язык не дотягивается до верхнего нёба и иногда — если нарушено формирование прикуса.
В большинстве случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.
Теперь вы в курсе, чем же занимается логопед на самом деле. Но если у вас остались вопросы, касающиеся развития речи вашего ребенка, вы можете записаться на консультацию к нашему Логопеду- дефектологу ежедневно кроме выходных.